Районный конкурс методических разработок
урока географии «Мой лучший урок»
7 класс
Тема: «Ветер»
Учитель географии
I категории: Лесько В.Я.
Тема: Ветер
Цели:
Образовательная: изучить понятие «ветер», закономерности его возникновения и изменения; ознакомить с приборами, определяющими силу, скорость и направление ветра; отработать навыки использования этих приборов.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, развитию умений работы в группах, умений логически мыслить и делать выводы.
Воспитательная: способствовать формированию интереса к предмету, коммуникативных умений учащихся, формированию грамотной географической речи.
Оборудование: учебник, тетрадь, анемометр, флюгер (компас).
Тип урока: изучение нового материала.
Обратить внимание. Большая часть урока построена в виде игры «Метеоплощадка», следовательно, урок ( или его часть) можно провести на метеорологической площадке или хотя бы на улице с учетом погодных условий.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Поскольку весь урок предполагается провести в игровой форме, то и этот этап тоже возможно организовать именно таким образом. Для проверки домашнего задания как на этом уроке, так и на последующих ( вплоть до конца учебного года ) предлагается изготовить так называемый « черный ящик». В коробку, разделенную на отделения (по количеству уровней), нужно сложить вопросы на отдельных листах бумаги и добавлять эти вопросы к каждому уроку, сообразуясь с индивидуальными особенностями учеников. Этот методический прием позволит не только разнообразить уроки, но и достичь многих общеучебных, воспитательных и дидактических целей.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: сейчас, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадку.
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг и нет его нигде.
Учащиеся: Ветер.
Из загадки учащиеся определяют тему урока (записывают в тетрадь).
Во вступительном слове учитель должен объяснить ученикам причину возникновения ветра. Затем определение термина «ветер» записывается в тетрадь.
Решение творческой задачи
С помощью подручных средств смоделировать процесс возникновения ветра.
Составление логической схемы
Составить логическую схему, отражающую связь между температурой воздуха, атмосферным давлением, силой и скоростью ветра:
понижается→повышается→?
↗ ↑ ↖
температура атмосферное сила и
воздуха давление скорость
ветра
↘ ↓ ↙
повышается→понижается→?
Игра «Метеоплощадка»
Вариант 1. Проводится в виде работы в группах (взаимообучение) . Каждая группа строит свою работу на изучении небольшой части материала учебника и применении полученных знаний на практике.
Группа 1. Работает с флюгером по определению направления ветра. Можно заменить работу с флюгером работой с компасом.
Группа 2. Работает с флюгером по определению силы ветра.
Группа 3. Работает с анемометром.
Группа 4. Изучает построение и анализ розы ветров.
Группа 5. Изучает принципы построения и работы со шкалой Бофорта.
Через 6-7 мин. каждая группа должна четко и кратко объяснить товарищам следующее:
-Что это (прибор, таблица, график и т.д.)?
-Как это устроено?
-Как это работает?
-Для чего это предназначено?
-Как показываются, записываются и оформляются результаты?
Вариант 2. Группы «ходят по кругу» в течение отведенного на изучение новой темы времени и самостоятельно изучают на каждой «станции» определенный объем нового материала.
Викторина
Если на уроке осталось время, то можно вспомнить бытовые приборы, в которых использовано движение воздуха, и ответить на вопрос «Можно ли это движение считать ветром? Почему?».
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Для проведения этого этапа урока целесообразно использовать вопросы в конце параграфа.
5. РЕФЛЕКСИЯ
Вариант 1. Дети пускают бумажные самолетики, показывая их движением направление и силу ветра.
Вариант 2. Конкурс знатоков в конце параграфа.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1 уровень § 5;
2 уровень § 5, вопрос-1,2;
3 уровень § 5, вопрос-3;
4 уровень § 5, вопрос-4, практическая работа;
5 уровень § 5, «Песенный конкурс».
7. ИТОГ УРОКА.
«Песенный конкурс»
Привести (пропеть) строку (строфу) из песни, где упоминался бы ветер, и объяснить это явление с точки зрения географии.
Список использованной литературы:
1. Интернет ресурсы.
2. УНП «Начальный курс географии», Минск УУП « Издательство Юнипресс», 2005г.
3. Уроки географии в 7 классе, Минск «Народная асвета», 2012г.
4. Журнал « География», 2005г., №2 и др.